Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество
Система (целевая модель) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Югры, утвержденная приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 23.05.2022 г. № 10-П-411, определяет цели, задачи, методологические основания, понятия, единые требования к условиям и ресурсам, правовой статус наставничества и наставников, организационно-педагогические, методические и технологические механизмы реализации системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях, ожидаемые результаты.
К концу 2022 года система (целевая модель) наставничества педагогических работников будет внедрена в 100% образовательных организаций общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
К 2024 году:
не менее 70% педагогических работников образовательных организаций системы общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры будут вовлечены в различные формы сопровождения и наставничества, что позволит решить проблему развития кадрового потенциала, непрерывного роста профессионального мастерства педагогических работников.
Федеральный оператор мероприятий по внедрению и реализации системы наставничества - Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия Министерства Просвещения Российской Федерации» (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России»). https://apkpro.ru/, https://nastavnik.apkpro.ru/
Региональный оператор мероприятий по внедрению и реализации новой системы наставничества - автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования» (АУ «Институт развития образования») https://iro86.ru//.
Структурное подразделение АУ «Институт развития образования», ответственное за внедрение и реализацию системы (целевой модели) наставничества педагогических работников – Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМПР)
https://iro86.ru/index.php/component/k2/item/18003-pedagogicheskikh-rabotnikov-yugry
Региональный проект «Современная школа». – Наставничество: https://iro86.ru/index.php/component/k2/item/16863-regionalnyj-proekt-sovremennaya-shkola
Куратор КУ «Нижневартвская общеобразовательная санаторная школа» - Трушкова Лариса Николаевна
Реализуемая в школе форма Наставничества - «Учитель-Учитель»
Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Работа наставников традиционно осуществляется с
- молодыми специалистами;
- опытными специалистами, вновь прибывшими работать в образовательную организацию, реализующую, в том числе адаптированные образовательные программы;
- специалистами, находящимися в процессе адаптации по новой должности и не относящимися к категории молодых специалистов, но по отсутствию практики равными им педагогами.
Наставники могут привлекаться также к работе с педагогами, не принимающими участие в жизни школы, отстраненными от коллектива или находящимися в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.